Обращение научного редактора

Уважаемый автор, коллега! 

Рад приветствовать Вас на Межвузовском портале «Методология, содержание, практика креативного образования», который создан по инициативе и на базе Белорусского государственного университета как один из важных механизмов развития образовательной среды, интенсификации взаимодействия учреждений высшего образования страны на переходном этапе трансформации модели современного университета. Выбор формы портала основан на том, что в сегодняшнем распределенном коммуникативном мире коллективный продукт всегда более точный и глубокий, нежели сумма индивидуальных продуктов участников.

О творчестве написаны десятки миллионов трудов, которые описывают теоретические и практические основания одного из двух полюсов человеческой природы – создавать. Другим полюсом является стереотип – стремление человека действовать по шаблону и образцу.

Однако миллионы книг о творчестве не сделали человека более творческим. Все большее использование чужих цитат, шаблонность и монологичность мышления, поведения и общения человека свидетельствуют об обратном. Можно с большой долей вероятности утверждать, что введение очередного предмета «Творчество» или «Воспитание» в школьный или вузовский курс также не сделает обучающегося более творческим или воспитанным.

Что же мы имеем на практике? Содержание образования рассматривается как передача обучающемуся «суммы» опыта (информации) человечества с его последующим «отражением» – проверкой. Имеем информационный подход в образовании, когда ученик рассматривается в качестве чистого листа, который нужно обязательно заполнить.

Однако всегда ли мы берем то, что нам дают? Всегда ли, беря, прибавляем? Всегда ли то, что мы берем, становится по-настоящему нашим? Не теряем ли мы своего, прибавляя к себе чужое? И, наконец, всегда ли то, что мы получили, отражает то, что нам хотели передать?

Подобная передача информации не учитывает цели, смыслы, личностные, культурно-исторические, религиозные особенности обучающихся, а потому образование имеет по отношению к нему характер монолога. Ведь передается не опыт, а информация – чужая, ничейная, отчужденная от ученика, в «готовом блюде» (законы, теоремы, постулаты и др.), а ученик не участвует в приготовлении этого «блюда». Это не способствует мотивации к обучению, развитию качеств личности, определяющих компетентность, стремлению к самоизменению в быстроизменяющемся мире.

Трансляционный характер образования представляет собой путь к «закрытию» личности, утрачиванию таких личностных «навигационных» качеств, как диалогичность, компетентность в организации своей деятельности (целеполагание, рефлексивность), креативность, когнитивность, создает проблему мотивации к познанию. Ориентирует образование на подготовку «кладовщика» с чужим содержимым «склада», а не «строителя» своего пути.

Почему так много выпускников школ с золотой медалью, вузов с красным дипломом, но ощущается дефицит новых проектов, инициатив, прорывных и нестандартных решений в экономике и других областях деятельности человека?

Усвоение чужой внешней и «правильной» информации не меняет человека, и позволяет смотреть на мир чужими глазами. Выступает фабрикой стереотипов мышления, общения, поведения.

Человек – это «семя», которое нельзя вылепить из глины или заполнить чьими-то письменами – нужно создать условия для произрастания семени. Для создания нового необходима творческая система образования. Изменение характера образования с монологичного информационного на диалогичный основывается на совершенно иной методологии обучения. Ее суть в том, чтобы научить ученика не брать «чужое» – достижения человечества в готовом виде, а, опираясь на свой потенциал, создавать «свое»: свой продукт в сравнении с достижениями человечества по каждой конкретной теме.

Иными словами, путь к внешнему миру есть путь к себе. Смысл открытий не в поиске новых земель, а в наполнении их своим смыслом и содержанием. Такой путь называется эвристическим (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю).

В основании проблемного поля портала находится вопрос проектирования и реализации системы образования (ее целей, содержания, форм и методов, критериев оценивания), основанной на возможности творческой самореализации обучающегося. Мы будем рассматривать вопросы межсетевого взаимодействия, совместных распределенных дистанционных занятий, которые дают выигрыш в качестве подготовки будущего специалиста.

Реализация миссии современного университета требует развития эвристических качеств личности преподавателя, способного действовать в ситуации неопределенности, когда нет заранее готовых шаблонов, умеющего создать условия для индивидуальной образовательной траектории каждого студента, способствовать выявлению, раскрытию и реализации потенциала обучающихся.

Межвузовский портал «Методология, содержание, практика креативного образования» является важным элементом проекта по инновационным педагогическим технологиям обучения, в основу которого положены опыт и практики очно-дистанционного организационно-деятельностного (оргдеятельностного) курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

 

Научный редактор Межвузовского портала «Методология, содержание, практика креативного образования»,

ректор Белорусского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор,

Андрей Дмитриевич Король