Тезаурус

АКМЕОЛОГИЯ (с древнегреческого  – akme – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) – междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, которая исследует закономерности развития и саморазвития зрелого человека, самореализацию его творческого потенциала.

АКТИВИЗАЦИЯ образовательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности.

АНДРАГОГИКА – отрасль педагогики, изучающая проблемы образования взрослых. Синонимичными являются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых».

БИНАРНЫЙ УРОК (совмещенный, интегрированный урок) – особый тип урочной формы проведения педагогического процесса, во время которого изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных предметов (например, физики и химии). Данная форма позволяет осуществить глубокие межпредметные связи, когда знания материала одних предметов необходимы для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. Бинарный урок может проводиться одним или двумя педагогами, педагогом и мастером производственного обучения и т.д.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ – прием обучения, заключающийся в проговаривании обучающимся (обучающимися) вслух предстоящих действий по решению учебных заданий. Он является важным условием достижения осознанного уровня их выполнения и позволяет избежать в дальнейшем лишних проб и ошибок, помогает овладеть общими принципами построения действий и способствует переносу сформированных умений в новые условия деятельности. Предпочтительнее, чтобы обучающиеся начинали обоснование предстоящих действий с самой широкой начальной гипотезы, охватывающей разнообразный круг теоретических знаний и все возможные способы достижения цели и, постепенно перебирая и анализируя их, выбирали оптимальный вариант.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – (его субъектно-личностная направленность) – переориентация образования на личностную направленность, процесс и результат развития и самореализации личности, средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений.

ДИАЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. В основе диалогичности мышления - сравнение своего продукта с продуктами других уча­щихся, культурно-историческим аналогом. Определение своего «Я» на основе принципа ксенологии «Мы можем познать себя настоль­ко, насколько узнаем, кем мы не являемся».

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ори­ентирован на создание учеником собственных смыслов, целей, со­держания образования, основан на обучении через открытие. Уче­ник вначале самостоятельно познает объекты действительности и только на втором этапе сопоставляет созданный свой продукт с его культурно-историческим аналогом. В результате диалога «своего» с «чужим» ученик создает свой обобщенный образовательный про­дукт, который состоит из внешней материализованной части (сфор­мулированная гипотеза, выполненный план, составленный гимн, сим­вол и пр.) и внутренней (изменения личностных качеств учащегося).

Реализация данного принципа позволяет ученику определять свою миссию, предназначение, цели обучения; проводить рефлек­сию собственной деятельности.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ – наиболее выраженные ценностные ориентации, определяющие самые стойкие мотивы деятельности.

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ – компонент жизненной позиции личности, который приобретается в процессе естественной социализации, а также вырабатывается самим человеком в процессе развития. Включает, во-первых, систему побуждений делать что-то, стремиться к чему-либо, во-вторых - систему запретов.

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ – индивидуальный опыт отдельного человека, накапливаемый им в процессе жизни, деятельности – от пренатального развития до смерти.

ЗНАНИЕ. Культурно-историческое знание - достижения че­ловечества, их сумма, представленная в виде законов, определе­ний, закономерностей и пр.

Личностное знание ученика - сформированное самим уче­ником в ходе его творческой деятельности и самореализации, в ди­алоге «своего» с «чужим» - культурно-историческим наследием (см. диалогический характер системы образования). В струк­туре личностного знания - не только достижения человечества по данной теме, но и опыт ученика, мотивация к деятельности.

Два вида знаний являются доминантами двух методологичес­ких подходов к проектированию системы образования: человек «как чистый лист» и «как семя неизвестного растения». Реализация пер­вого подхода определяет монологичный характер образования (смыслов, целей, содержания, критериев оценивания) - передать «монокультурному» учащемуся поликультурный опыт человечества в виде готовых достижений человечества. Но все дети разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Опыт, как и знания, передать невозможно, потому подобная трансляция ин­формации ведет к росту стереотипов и шаблонов, учит смотреть ученика на объекты окружающего мира чужими глазами, а не сво­ими, снижает мотивацию к познанию.

Человек - это «семя неизвестного растения», которое нельзя вылепить подобно глине или заполнить чьими-то письменами. Нужно создать условия для произрастания семени.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - тра­ектория самоизменения ученика (приращения его эвристических качеств личности), обеспечивающая реализацию его миссии и внут­реннего потенциала в образовании через осуществление соответ­ствующих видов деятельности.

Путь ученика к самому себе через создание им внешних об­разовательных продуктов в диалоге «своего» с «чужим» - культур­но-историческим аналогом.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (в психологии) - формирование внутрен­них структур психики посредством усвоения структур внешней со­циальной деятельности человека.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Если ученик - «чис­тый лист», тогда информатизация выступает «ускорителем» объе­мов передачи информации.

Если смыслы и цели образования - «вырастить», а не «дать», то информатизация - средство для демонстрации и сравнения об­разовательных проектов учеников, сопоставления «своего» с «чу­жим». Средство для самореализации ученика. Тогда техника и че­ловек имеют общий путь.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛОГ - отражение объектов действительности в достижениях человечества в рамках темы за­нятия. Культурно-исторический аналог - «зеркало» достижений человечества - позволяющий ученику сравнить свой продукт с до­стижениями человечества. Заключает в себе основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях. Выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, счи­тающихся фундаментальными достижениями человечества.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ обеспечи­вает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ зависит от мотива, ко­торым руководствуется ученик. Если значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реально­стью собственной индивидуальной жизни в этом мире.

МОНОЛОГ В ОБРАЗОВАНИИ. Образование, основанное на ин­формационном подходе, имеет «подражательный» и передаточный характер: содержание образования рассматривается в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемо­го учащемуся. По сути, речь идет о передаче поликультурной, об­щей, а потому «ничейной» информации без учета культурных, пси­хофизиологических особенностей ученика, а потому образование имеет характер монолога.

Монологичность подобной системы образования отрицает, прежде всего, самостоятельный, творческий характер познания учащимися окружающего мира, развитие его качеств личности- Творца, способного к самопознанию и самоизменению. Трудно на­учить учащегося мыслить нестандартно, если образовательный процесс свести к сообщению шаблонной информации в виде пра­вил, схем, классификаций, теорем, закономерностей. А вопрос раз­вития нравственности, толерантности ученика трудноразрешим (если вообще разрешим) без развития компетентности вести диалог (с собой, с другими людьми). В новой для человека информации нет открытия для него, ибо открытие - это взгляд на мир своими глазами, а не чужими.

Монологичность и ретрансляционность в обучении препятству­ют развитию личностного начала ученика, его мотивации к учеб­ной деятельности, увеличивают объем содержания обучения и, тем самым, создают перегрузку учащихся и обостряют проблему со­хранности их здоровья.

МОТИВАЦИЯ К ОБЩЕНИЮ возникает при наличии двух или бо­лее отличных образовательных продуктов учащихся, которые ха­рактеризуют наличие уникальных личностей учеников.

Это возможно в условиях образования, направленного не на передачу информации от одного источника - учителя - разным уче­никам (тогда и результаты будут одинаковыми и отражают пере­данное), а на самореализацию ученика и создание им образователь­ных продуктов.

МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАНИЮ «прямо пропорциональна» сте­пени самореализации, самораскрытия любого человека. Моти­вация связана с личностным, уникальным, неоднородным и утрачи­вается вместе с технологическим расширением границ личности.

НАУЧНАЯ ШКОЛА ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - научное течение, в основе которого - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей[1].«Человек как семя неизвестного растения».

[1] Хуторской, А. В. Концепция Научной школы человекосообразного образо­вания / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2015. - 24 с. - (Серия «Научная школа»).

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и непрерывно создаваемый челове­ком результат его образовывания. Под образовыванием понимает­ся процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в чело­веке различных аспектов его содержания.

Образование - это не сумма наук или опыт, переданный че­ловеку. Нельзя передать знания или опыт. Образование человека должно быть направлено на то, что нужно человеку, - на выявле­ние, раскрытие и реализацию его потенциала сообразно его миссии и предназначенности.

Образование не есть мегаполис с разветвленной инфраструк­турой дорог и акведуков, вмещающих в себя области наук и ра­циональность. В этом мегаполисе должны быть «дороги духа», которые ведут к отблескам истины. Магистрали открытий учени­ком самого себя, позволяющие наполнить своим, а не чужим смыс­лом и содержанием мир вокруг него. Магистрали, меняющие уче­ника, что позволяет ему Быть, а не Иметь в образовании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - требование к образова­тельной подготовке ученика, выраженное совокупностью взаимосвя­занных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта де­ятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления им личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ - осознание и анализ уча­щимся основных элементов своей учебной деятельности, выявле­ние сильных и слабых сторон, эмоционально-ценностных результа­тов этой деятельности. Диалогичность рефлексии проявляется в «выходе» ученика за пределы себя и взгляде на собственную деятельность и ее результаты как бы со стороны. Рефлексия приво­дит к появлению новых вопросов, целей деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс и результат по­становки целей основными субъектами образовательной деятельно­сти: учеником, педагогом, родителем. Целеполагание - «вход» на «кухню» создания субъектом своего образовательного продукта.

Рефлекс цели - врожденное качество человека; акт стремления человека к цели - одно из главных условий его жизни (И. П. Павлов).

В основе целеполагания - отделение знания от незнания, вопрошание к самому себе в отношении предстоящей деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕН­ЦИИ - требования к образовательной подготовке учащихся, вы­раженные совокупностью взаимосвязанных смысловых ориен­таций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необхо­димых для осуществления личностно и социально значимых способов взаимодействия с удаленными событиями и людьми.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - результат деятельности уче­ника, содержание которого соответствует изучаемому предмету или образовательной области. Состоит из внешней материализован­ной части (сформулированная гипотеза, выполненный план, состав­ленный гимн, символ и пр.) и внутренней (изменения (прираще­ния) личностных качеств учащегося).

ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный и организованный процесс вза­имодействия учеников и учителей, направленный на решение учеб­ных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СЕМИНАР. Технология основана на организации эвристической (обучение через открытие), диало­говой, продуктивной деятельности каждого участника семинара исходя из поставленных им целей. Подобная деятельность приво­дит к созданию участником собственных образовательных продук­тов: как внешних (методические разработки уроков, комплект за­даний, программа развития учреждения образования, коммуника­ции), так и внутренних, включая развитие его коммуникативных, эвристических качеств личности, обеспечивает самореализацию, а потому - мотивацию к профессиональной деятельности.

ОТКРЫТИЕ УЧЕНИКА. Открытие ученика рождается в диало­ге «свой» - «чужой», образовательного продукта ученика и его куль­турно-исторического аналога.

Для открытия необходимо открытое содержание образования. Например, открытые задания.

Диалоговая модель системы образования отличается от тра­диционной тем, что ученик в процессе творческой самореализации создает образовательные продукты, которые подразумевают из­менение самого ученика. Открытия учеником внешнего мира есть открытие им самого себя. Отсюда в основе пути к успеху заключен Путь к себе.

ОТКРЫТОЕ (ЭВРИСТИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ. Эвристическое за­дание - важнейший компонент содержания эвристического обуче­ния - «открыто» для любого ученика, т. е. не имеет однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возмож­ность для ученика совершать собственные открытия. Получае­мый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ.

ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - это возможность каждому учащемуся создавать «свое», иметь свой результат, от­личный от результатов другого ученика. Открытость среды сосед­ствует с возможностью для ученика совершить личностное для него открытие. В создании учеником своего продукта и есть для него открытие, наполнение мира своим смыслом.

ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ возникает в ситуации моноло­гичного характера образования, когда ученику передается т. н. соци­ально-адаптированный опыт человечества (точнее, информация) без учета его особенностей (физиологических, культурно-исторических и пр.). В диалоговом характере образования, когда ученик вначале со­здает свой продукт и только затем сопоставляет его с достижениями человечества в данной теме, происходит создание учеником личност­ного знания, включающего культурно-историческое и опыт собствен­ной деятельности по отношению к объекту действительности. Само­реализация ученика, ориентированная на создание своего, а не усвое­ние чужого (информации), обеспечивает мотивацию и наполнение объектов окружающего мира своим смыслом и содержанием.

ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ УЧЕНИКА – наперед заданный , заложенный образ целей, соответствующих образовательному потенциалу, индивидуальной сущности ученика. Предназначенность ученика – его смысловое качество, которое определяет образ его бытия в целом и соответствующую конкретизацию целей его деятельности в каждом случае обучения.

ПРЕДПОЧТЕНИЕ УЧЕНИКА – основанный на индивидуальных особенностях выбор по отношению к образовательным ситуациям, решениям, объектам, условиям, видам деятельности, ценностям.

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ УЧЕНИКА – склонность к определенной активности, деятельности, действиям, тенденция поступать определенным образом в образовательных ситуациях.

РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Развитие имеет своей целью овладение учеником какой-то определенной деятельностью, ее усвоение. Например, развитие способности ученика к рисованию. Однако осознает ли сам ученик, зачем ему нужно развивать спо­собность к рисованию? Ставит ли он перед собой подобные цели?

Самореализация, по сути, означает обретение человеком са­мого себя. Самореализация учащегося в процессе образования по­зволяет ему развить не сумму отдельных деятельностей, а потен­циал человека в его целостности.

Развитие - «сумма» приращений (познавательных, личностных), но не есть цельное - сам человек, осознание им своего пути, в «пре­делах которого нет места ошибке». Самореализация потому - путь к успеху самого человека. Развитие - демонстрация успешности определенной деятельности.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - способность к рефлексии: способность анализировать результаты своей деятельности, сопос­тавлять с целями, выявлять наиболее значимые успехи и неудачи учебной деятельности, определять новые цели.

Рефлексивность мышления родственна, но не тождественна диалогичности мышления.

САМОАНАЛИЗ (самонаблюдение, самоуглубление, интроспекция) – анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от понятия «рефлексия» (от позднелат. reilexio – обращение назад, отражение) «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.

САМООБРАЗОВАНИЕ – форма организации образовательной деятельности обучающегося – целенаправленная образовательная деятельность обучающегося, управляемая самой личностью без участия педагога. Включает в себя: самовоспитание, самообучение, саморазвитие.

САМООТНОШЕНИЕ – это отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. В рамках самоотношения образуется триада отношений личности: к своему сознанию (самосознание); к своей деятельности; к своему телу.

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это формирование программ и технологий обучения не так, как может и хочет преподаватель и кафедра, а так, как этого требует будущая профессия и возможности студента.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ - вопросы, ответы, доказательства и опровержения ученика на основе двух ролей: организатора теле­коммуникаций, участника телекоммуникаций. Телекоммуникации позволяют сравнить созданный учеником свой продукт с продукта­ми других учащихся и культурно-историческим аналогом. Являют­ся необходимым условием создания учеником личностного знания.

Человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе - предоставить учащемуся возможность самореализа­ции, которая невозможна без «зеркала» - получения «сигнала» от других о том, каков его образовательный продукт. Подобно тому как человек может менять свою траекторию поведения под воз­действием мнения других людей, так и раскрытие личностных осо­бенностей учащегося, индивидуализация его обучения невозмож­ны без обратной связи, основа которой - «горизонтальные» учеб­ные диалоги.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ – логически последовательный подход к определению всего комплекса теоретических и эмпирических знаний (и информации), необходимых организации, учреждению, предприятию для достижения целей, включая их распространение и применение участниками процесса.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ:

  • дистанционные и очно-дистанционные мероприятия (напри­мер, интернет-занятия),
  • дистанционные олимпиады,
  • дистанционные конференции,
  • дистанционные проекты, конкурсы творческой ориентации и др.

Основой содержания выступает открытое задание, позволяющее каждому участнику создать свой отличный от продуктов других уча­стников образовательный продукт и сравнить его с другими про­дуктами.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ (область действительности) - общий для учащихся объект познания, кото­рый обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в конечном итоге - индивидуальную траекторию образования. К реальным образовательным объектам относятся, например, при­родные объекты (вода, воздух и др.), объекты культуры (художе­ственные тексты, архитектурные сооружения, произведения искус­ства), технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.). Это узловые точки основных образовательных областей, бла­годаря которым существует реальная область познания и констру­ируется идеальная система знаний о ней.

ХАРАКТЕР – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. При известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, определяющими в формировании характера являются формы социальных взаимоотношений, поэтому характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Характер – каркас личности и ее особенная подструктура, наложенная на все остальные подструктуры – направленность личности, ее опыт и др. Бесхарактерность – тоже проявление характера.

ЦЕЛЬ (действия, деятельности) – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

ЦЕННОСТИ – явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), а также социальных групп, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т. д. Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего-либо, ценности самой по себе.

Ценности подразделяются на

  • природные (необходимые естественные условия существования человека, как-то: солнечное тепло, воздух, влага и т. п.);
  • жизненные (здоровье, любовь к близким людям и т. д.);
  • экономические (предметы труда, орудия производства, материальные блага);
  • социальные, включающие как материальные, так и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т. п.);
  • этические (добро, честность, верность долгу и др.);
  • эстетические (красота);
  • научные (истина).

Ценности соотносятся с мировоззрением как часть и целое. Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы и ценностные ориентации. Ценности – одна из воззренческих форм направленности личности.

ЧУВСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ – (образные знания, непосредственные) – знания на уровне ощущений, восприятий, образов.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. В основе эвристического обуче­ния - обучения через открытие - лежит диалог «своего» (образо­вательного продукта ученика) с «чужим» - достижениями чело­вечества в данной предметной области. Первичность освоения учеником объектов реальности с созданием своего продукта и только затем - с последующим сопоставлением с достижением человечества в рамках данной темы определяют первенство воп­роса ученика в познании. Вопрос ученика - методологический, содержательный, методический компонент системы образования эвристического типа, основанной на диалоге. Вопрос - педагоги­ческая форма ответа учащегося.

Под эвристическим диалогом понимается постановка учащим­ся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выбо­ре форм и методов, сообразных его культурно-историческим, пси­хологическим особенностям, рефлексивной деятельности.

В эвристическом диалоге вопрошающая деятельность учени­ка, направленная на познание объекта, условно обозначена «модель­ными вопросами»: «Что?» (Что мы изучаем?), «Как?» (Как этот объект описан в культуре?), «Почему?» (Почему мое представле­ние не во всем совпало с культурно-историческим аналогом?)». Вопросы названы модельными и их названия («Что», «Как», «По­чему») совсем необязательно должны фигурировать в самих ре­альных вопросах учеников.

Эвристический диалог ученика как доминанта его вопрошания в учебном познании - важная часть смыслов, целей, содержания, форм и методов образования.

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - конструирование учеником собственного содержания образования в диалоге с достижениями че­ловечества. Эвристика - это наука об открытии. Согласно методоло­гии эвристического обучения, учащийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект - область ре­альности. Результатом подобной деятельности является созданный учеником первичный (субъективный) образовательный продукт. За­тем, на втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем этапе эвристической деятельности ученика, в диалоге «сво­его» с «чужим», образовательный продукт ученика выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие.

В эвристическом обучении открытия для ученика объектов окру­жающего мира есть открытия (личностно-значимые) им самого себя.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – (E-learning, «И-обучение») – форма предоставления образовательной информации посредством информационно-коммуникационных технологий.

Я-КОНЦЕПЦИЯ – одна из центральных концепций гуманистической психологии и педагогики, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего «Я». Я-к. относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации. Я-к. – целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д., эмоциональный – самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Ряд других понятий «Я – концепции»: самоактуализация, самоанализ, самовоспитание, самонаблюдение, самообладание, самоопределение, самообразование, самоконтроль, самокритика саморегуляция, самооценка, самопознание, самосознание самовоспитание, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация и т. д.