АКМЕОЛОГИЯ (с древнегреческого – akme – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) – междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, которая исследует закономерности развития и саморазвития зрелого человека, самореализацию его творческого потенциала.
АКТИВИЗАЦИЯ образовательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности.
БИНАРНЫЙ УРОК (совмещенный, интегрированный урок) – особый тип урочной формы проведения педагогического процесса, во время которого изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных предметов (например, физики и химии). Данная форма позволяет осуществить глубокие межпредметные связи, когда знания материала одних предметов необходимы для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. Бинарный урок может проводиться одним или двумя педагогами, педагогом и мастером производственного обучения и т.д.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ – прием обучения, заключающийся в проговаривании обучающимся (обучающимися) вслух предстоящих действий по решению учебных заданий. Он является важным условием достижения осознанного уровня их выполнения и позволяет избежать в дальнейшем лишних проб и ошибок, помогает овладеть общими принципами построения действий и способствует переносу сформированных умений в новые условия деятельности. Предпочтительнее, чтобы обучающиеся начинали обоснование предстоящих действий с самой широкой начальной гипотезы, охватывающей разнообразный круг теоретических знаний и все возможные способы достижения цели и, постепенно перебирая и анализируя их, выбирали оптимальный вариант.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – (его субъектно-личностная направленность) – переориентация образования на личностную направленность, процесс и результат развития и самореализации личности, средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений.
ДИАЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. В основе диалогичности мышления - сравнение своего продукта с продуктами других учащихся, культурно-историческим аналогом. Определение своего «Я» на основе принципа ксенологии «Мы можем познать себя настолько, насколько узнаем, кем мы не являемся».
ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ориентирован на создание учеником собственных смыслов, целей, содержания образования, основан на обучении через открытие. Ученик вначале самостоятельно познает объекты действительности и только на втором этапе сопоставляет созданный свой продукт с его культурно-историческим аналогом. В результате диалога «своего» с «чужим» ученик создает свой обобщенный образовательный продукт, который состоит из внешней материализованной части (сформулированная гипотеза, выполненный план, составленный гимн, символ и пр.) и внутренней (изменения личностных качеств учащегося).
Реализация данного принципа позволяет ученику определять свою миссию, предназначение, цели обучения; проводить рефлексию собственной деятельности.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ – наиболее выраженные ценностные ориентации, определяющие самые стойкие мотивы деятельности.
ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ – компонент жизненной позиции личности, который приобретается в процессе естественной социализации, а также вырабатывается самим человеком в процессе развития. Включает, во-первых, систему побуждений делать что-то, стремиться к чему-либо, во-вторых - систему запретов.
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ – индивидуальный опыт отдельного человека, накапливаемый им в процессе жизни, деятельности – от пренатального развития до смерти.
ЗНАНИЕ. Культурно-историческое знание - достижения человечества, их сумма, представленная в виде законов, определений, закономерностей и пр.
Личностное знание ученика - сформированное самим учеником в ходе его творческой деятельности и самореализации, в диалоге «своего» с «чужим» - культурно-историческим наследием (см. диалогический характер системы образования). В структуре личностного знания - не только достижения человечества по данной теме, но и опыт ученика, мотивация к деятельности.
Два вида знаний являются доминантами двух методологических подходов к проектированию системы образования: человек «как чистый лист» и «как семя неизвестного растения». Реализация первого подхода определяет монологичный характер образования (смыслов, целей, содержания, критериев оценивания) - передать «монокультурному» учащемуся поликультурный опыт человечества в виде готовых достижений человечества. Но все дети разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Опыт, как и знания, передать невозможно, потому подобная трансляция информации ведет к росту стереотипов и шаблонов, учит смотреть ученика на объекты окружающего мира чужими глазами, а не своими, снижает мотивацию к познанию.
Человек - это «семя неизвестного растения», которое нельзя вылепить подобно глине или заполнить чьими-то письменами. Нужно создать условия для произрастания семени.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - траектория самоизменения ученика (приращения его эвристических качеств личности), обеспечивающая реализацию его миссии и внутреннего потенциала в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Путь ученика к самому себе через создание им внешних образовательных продуктов в диалоге «своего» с «чужим» - культурно-историческим аналогом.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (в психологии) - формирование внутренних структур психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности человека.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Если ученик - «чистый лист», тогда информатизация выступает «ускорителем» объемов передачи информации.
Если смыслы и цели образования - «вырастить», а не «дать», то информатизация - средство для демонстрации и сравнения образовательных проектов учеников, сопоставления «своего» с «чужим». Средство для самореализации ученика. Тогда техника и человек имеют общий путь.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛОГ - отражение объектов действительности в достижениях человечества в рамках темы занятия. Культурно-исторический аналог - «зеркало» достижений человечества - позволяющий ученику сравнить свой продукт с достижениями человечества. Заключает в себе основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях. Выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ зависит от мотива, которым руководствуется ученик. Если значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.
МОНОЛОГ В ОБРАЗОВАНИИ. Образование, основанное на информационном подходе, имеет «подражательный» и передаточный характер: содержание образования рассматривается в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого учащемуся. По сути, речь идет о передаче поликультурной, общей, а потому «ничейной» информации без учета культурных, психофизиологических особенностей ученика, а потому образование имеет характер монолога.
Монологичность подобной системы образования отрицает, прежде всего, самостоятельный, творческий характер познания учащимися окружающего мира, развитие его качеств личности- Творца, способного к самопознанию и самоизменению. Трудно научить учащегося мыслить нестандартно, если образовательный процесс свести к сообщению шаблонной информации в виде правил, схем, классификаций, теорем, закономерностей. А вопрос развития нравственности, толерантности ученика трудноразрешим (если вообще разрешим) без развития компетентности вести диалог (с собой, с другими людьми). В новой для человека информации нет открытия для него, ибо открытие - это взгляд на мир своими глазами, а не чужими.
Монологичность и ретрансляционность в обучении препятствуют развитию личностного начала ученика, его мотивации к учебной деятельности, увеличивают объем содержания обучения и, тем самым, создают перегрузку учащихся и обостряют проблему сохранности их здоровья.
МОТИВАЦИЯ К ОБЩЕНИЮ возникает при наличии двух или более отличных образовательных продуктов учащихся, которые характеризуют наличие уникальных личностей учеников.
Это возможно в условиях образования, направленного не на передачу информации от одного источника - учителя - разным ученикам (тогда и результаты будут одинаковыми и отражают переданное), а на самореализацию ученика и создание им образовательных продуктов.
МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАНИЮ «прямо пропорциональна» степени самореализации, самораскрытия любого человека. Мотивация связана с личностным, уникальным, неоднородным и утрачивается вместе с технологическим расширением границ личности.
НАУЧНАЯ ШКОЛА ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - научное течение, в основе которого - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей[1].«Человек как семя неизвестного растения».
[1] Хуторской, А. В. Концепция Научной школы человекосообразного образования / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2015. - 24 с. - (Серия «Научная школа»).
ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания. Под образовыванием понимается процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания.
Образование - это не сумма наук или опыт, переданный человеку. Нельзя передать знания или опыт. Образование человека должно быть направлено на то, что нужно человеку, - на выявление, раскрытие и реализацию его потенциала сообразно его миссии и предназначенности.
Образование не есть мегаполис с разветвленной инфраструктурой дорог и акведуков, вмещающих в себя области наук и рациональность. В этом мегаполисе должны быть «дороги духа», которые ведут к отблескам истины. Магистрали открытий учеником самого себя, позволяющие наполнить своим, а не чужим смыслом и содержанием мир вокруг него. Магистрали, меняющие ученика, что позволяет ему Быть, а не Иметь в образовании.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - требование к образовательной подготовке ученика, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления им личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ - осознание и анализ учащимся основных элементов своей учебной деятельности, выявление сильных и слабых сторон, эмоционально-ценностных результатов этой деятельности. Диалогичность рефлексии проявляется в «выходе» ученика за пределы себя и взгляде на собственную деятельность и ее результаты как бы со стороны. Рефлексия приводит к появлению новых вопросов, целей деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс и результат постановки целей основными субъектами образовательной деятельности: учеником, педагогом, родителем. Целеполагание - «вход» на «кухню» создания субъектом своего образовательного продукта.
Рефлекс цели - врожденное качество человека; акт стремления человека к цели - одно из главных условий его жизни (И. П. Павлов).
В основе целеполагания - отделение знания от незнания, вопрошание к самому себе в отношении предстоящей деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - требования к образовательной подготовке учащихся, выраженные совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимых способов взаимодействия с удаленными событиями и людьми.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - результат деятельности ученика, содержание которого соответствует изучаемому предмету или образовательной области. Состоит из внешней материализованной части (сформулированная гипотеза, выполненный план, составленный гимн, символ и пр.) и внутренней (изменения (приращения) личностных качеств учащегося).
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.
ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СЕМИНАР. Технология основана на организации эвристической (обучение через открытие), диалоговой, продуктивной деятельности каждого участника семинара исходя из поставленных им целей. Подобная деятельность приводит к созданию участником собственных образовательных продуктов: как внешних (методические разработки уроков, комплект заданий, программа развития учреждения образования, коммуникации), так и внутренних, включая развитие его коммуникативных, эвристических качеств личности, обеспечивает самореализацию, а потому - мотивацию к профессиональной деятельности.
ОТКРЫТИЕ УЧЕНИКА. Открытие ученика рождается в диалоге «свой» - «чужой», образовательного продукта ученика и его культурно-исторического аналога.
Для открытия необходимо открытое содержание образования. Например, открытые задания.
Диалоговая модель системы образования отличается от традиционной тем, что ученик в процессе творческой самореализации создает образовательные продукты, которые подразумевают изменение самого ученика. Открытия учеником внешнего мира есть открытие им самого себя. Отсюда в основе пути к успеху заключен Путь к себе.
ОТКРЫТОЕ (ЭВРИСТИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ. Эвристическое задание - важнейший компонент содержания эвристического обучения - «открыто» для любого ученика, т. е. не имеет однозначных «правильных» ответов. В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ.
ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - это возможность каждому учащемуся создавать «свое», иметь свой результат, отличный от результатов другого ученика. Открытость среды соседствует с возможностью для ученика совершить личностное для него открытие. В создании учеником своего продукта и есть для него открытие, наполнение мира своим смыслом.
ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ возникает в ситуации монологичного характера образования, когда ученику передается т. н. социально-адаптированный опыт человечества (точнее, информация) без учета его особенностей (физиологических, культурно-исторических и пр.). В диалоговом характере образования, когда ученик вначале создает свой продукт и только затем сопоставляет его с достижениями человечества в данной теме, происходит создание учеником личностного знания, включающего культурно-историческое и опыт собственной деятельности по отношению к объекту действительности. Самореализация ученика, ориентированная на создание своего, а не усвоение чужого (информации), обеспечивает мотивацию и наполнение объектов окружающего мира своим смыслом и содержанием.
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ УЧЕНИКА – наперед заданный , заложенный образ целей, соответствующих образовательному потенциалу, индивидуальной сущности ученика. Предназначенность ученика – его смысловое качество, которое определяет образ его бытия в целом и соответствующую конкретизацию целей его деятельности в каждом случае обучения.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ УЧЕНИКА – основанный на индивидуальных особенностях выбор по отношению к образовательным ситуациям, решениям, объектам, условиям, видам деятельности, ценностям.
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ УЧЕНИКА – склонность к определенной активности, деятельности, действиям, тенденция поступать определенным образом в образовательных ситуациях.
РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Развитие имеет своей целью овладение учеником какой-то определенной деятельностью, ее усвоение. Например, развитие способности ученика к рисованию. Однако осознает ли сам ученик, зачем ему нужно развивать способность к рисованию? Ставит ли он перед собой подобные цели?
Самореализация, по сути, означает обретение человеком самого себя. Самореализация учащегося в процессе образования позволяет ему развить не сумму отдельных деятельностей, а потенциал человека в его целостности.
Развитие - «сумма» приращений (познавательных, личностных), но не есть цельное - сам человек, осознание им своего пути, в «пределах которого нет места ошибке». Самореализация потому - путь к успеху самого человека. Развитие - демонстрация успешности определенной деятельности.
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - способность к рефлексии: способность анализировать результаты своей деятельности, сопоставлять с целями, выявлять наиболее значимые успехи и неудачи учебной деятельности, определять новые цели.
Рефлексивность мышления родственна, но не тождественна диалогичности мышления.
САМОАНАЛИЗ (самонаблюдение, самоуглубление, интроспекция) – анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от понятия «рефлексия» (от позднелат. reilexio – обращение назад, отражение) «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
САМООБРАЗОВАНИЕ – форма организации образовательной деятельности обучающегося – целенаправленная образовательная деятельность обучающегося, управляемая самой личностью без участия педагога. Включает в себя: самовоспитание, самообучение, саморазвитие.
САМООТНОШЕНИЕ – это отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. В рамках самоотношения образуется триада отношений личности: к своему сознанию (самосознание); к своей деятельности; к своему телу.
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это формирование программ и технологий обучения не так, как может и хочет преподаватель и кафедра, а так, как этого требует будущая профессия и возможности студента.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ - вопросы, ответы, доказательства и опровержения ученика на основе двух ролей: организатора телекоммуникаций, участника телекоммуникаций. Телекоммуникации позволяют сравнить созданный учеником свой продукт с продуктами других учащихся и культурно-историческим аналогом. Являются необходимым условием создания учеником личностного знания.
Человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе - предоставить учащемуся возможность самореализации, которая невозможна без «зеркала» - получения «сигнала» от других о том, каков его образовательный продукт. Подобно тому как человек может менять свою траекторию поведения под воздействием мнения других людей, так и раскрытие личностных особенностей учащегося, индивидуализация его обучения невозможны без обратной связи, основа которой - «горизонтальные» учебные диалоги.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ – логически последовательный подход к определению всего комплекса теоретических и эмпирических знаний (и информации), необходимых организации, учреждению, предприятию для достижения целей, включая их распространение и применение участниками процесса.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИЙ:
Основой содержания выступает открытое задание, позволяющее каждому участнику создать свой отличный от продуктов других участников образовательный продукт и сравнить его с другими продуктами.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ (область действительности) - общий для учащихся объект познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познания, а в конечном итоге - индивидуальную траекторию образования. К реальным образовательным объектам относятся, например, природные объекты (вода, воздух и др.), объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства), технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.). Это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.
ХАРАКТЕР – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. При известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, определяющими в формировании характера являются формы социальных взаимоотношений, поэтому характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Характер – каркас личности и ее особенная подструктура, наложенная на все остальные подструктуры – направленность личности, ее опыт и др. Бесхарактерность – тоже проявление характера.
ЦЕЛЬ (действия, деятельности) – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
ЦЕННОСТИ – явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), а также социальных групп, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы и т. д. Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего-либо, ценности самой по себе.
Ценности подразделяются на
Ценности соотносятся с мировоззрением как часть и целое. Компонентами ценностей человека (и, соответственно, его мировоззрения) являются идеалы и ценностные ориентации. Ценности – одна из воззренческих форм направленности личности.
ЧУВСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ – (образные знания, непосредственные) – знания на уровне ощущений, восприятий, образов.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы обучения, цель которых – создание обучающимися образовательных продуктов по изучаемым дисциплинам (предметам) (А.В. Хуторской).
Основание классификации методов
Для удобства сгруппируем эвристические методы обучения. Для этого воспользуемся следующим основанием. Познавая реальную действительность, ученик выполняет такие виды деятельности:
1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.
При выполнении этих видов деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
1) когнитивные (познавательные) качества: умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2) креативные (творческие) качества: вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
3) методологические (оргдеятельностные) качества: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.
Аналогично личностным качествам и соответствующим видам деятельности методы обучения мы тоже сгруппируем в три блока: когнитивные, креативные и организационные.
Когнитивные методы обучения
Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод смыслового видения. Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и "пытливо настроенного" разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определённого настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового "вопрошания": "Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой?" Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких качеств, как интуиция, озарение, инсайт.
Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных "символов".
Метод эвристических вопросов разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: как - когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: "Что значит сравнить?"; "Всегда ли и все можно сравнивать?"; "Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое".
Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.
Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть его можно отнести к эвристическим методам обучения.
Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.
Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
Метод фактов. Осознанное владение учащимися физическими органами чувств требует последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к такому этапу познания, как поиск фактов, отличие их от нефактов. Опыт показывает, что ученикам непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают. Необходимость естественного восприятия образовательных объектов с помощью физических органов чувств требует применения данного метода обучения, пересмотра и изменения привычного содержания образования.
Метод исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель помогает детям увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.
Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины "число", "слово", "небо", "зима ", "движение"; старшим ученикам – "алгоритм", "величина”, " молекула" и др. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, "открыты" учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения на уроках литературы былины, алгоритм деятельности имеет следующий вид: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.
Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если …".
Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.
Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещённого во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам задание: нарисовать росток таким, каким тот станет через 3 дня, через неделю и т.д. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.
Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами: 1) обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям, например: факты о строении объекта, факты о его функциях, факты о процессах, факты о взаимосвязях; 2) выясняются типы позиций наблюдателей, например, хронологическая позиция (последовательная фиксация и описание событий), математическая (исследуются количественные характеристики объекта, его формы и пропорции), образная (находятся выразительные словесные характеристики объекта, его символические черты); 3) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам, например: "Влияет ли цвет воска на цвет пламени свечи? Куда исчезает сгоревшая часть фитиля? Почему нельзя взять пламя в руки?"
Дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобщений: факты - вопросы о них - гипотезы ответов - построение теоретической модели - следствия модели - доказательства модели (гипотезы) - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами. Способы конструирования учениками теоретической модели устанавливаются педагогом в зависимости от изучаемой образовательной области или темы.
Креативные методы обучения
Они ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит "по ходу" собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
Метод "Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.
Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2-3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.
Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннесса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объём пустоты, сладкую соль, чёрный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.
Метод "мозгового штурма" (А.Ф. Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.
Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. На пример: "Как определить длину медной про волоки, намотанной на катушку, не разматывая её?"; "Каким образом определить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет?"; "Не прибегая к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой".
Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные, символические, фантастические.
Метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э.Циолковский "придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы ...".
Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: "Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)"; "Опишите один и тот же цветок глазами естествоиспытателя, филолога, экономиста, дизайнера, воспитательницы детского сада, туриста и т.д.".
Методы организации учения
Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.
Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономий образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.
Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определённый период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.
Методы создания образовательных программ учеников. Создание индивидуальных образовательных программ требует от учеников владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопределения в их многообразии; методом планирования; методом определения условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.
Методы нормотворчества. Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения её элементов, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирование правил и законов.
Примеры заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: составить инструкции: “Как произнести слово”, “Как изучать слово”, “Как решать задачу”, “Как наблюдать явление”, “Как слушать музыку” и др.
Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.
Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.
Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты - необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.
Методы контроля. Личностно-ориентированное обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В личностно-ориентированном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.
Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.
Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языковой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.
Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.
Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную программу учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково моё самое большое дело за учебный год? В чем я изменился за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своём незнании? Чему я научился по математике, словесности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чём их специфика?
Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные - отражают полноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. В основе эвристического обучения - обучения через открытие - лежит диалог «своего» (образовательного продукта ученика) с «чужим» - достижениями человечества в данной предметной области. Первичность освоения учеником объектов реальности с созданием своего продукта и только затем - с последующим сопоставлением с достижением человечества в рамках данной темы определяют первенство вопроса ученика в познании. Вопрос ученика - методологический, содержательный, методический компонент системы образования эвристического типа, основанной на диалоге. Вопрос - педагогическая форма ответа учащегося.
Под эвристическим диалогом понимается постановка учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям, рефлексивной деятельности.
В эвристическом диалоге вопрошающая деятельность ученика, направленная на познание объекта, условно обозначена «модельными вопросами»: «Что?» (Что мы изучаем?), «Как?» (Как этот объект описан в культуре?), «Почему?» (Почему мое представление не во всем совпало с культурно-историческим аналогом?)». Вопросы названы модельными и их названия («Что», «Как», «Почему») совсем необязательно должны фигурировать в самих реальных вопросах учеников.
Эвристический диалог ученика как доминанта его вопрошания в учебном познании - важная часть смыслов, целей, содержания, форм и методов образования.
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - конструирование учеником собственного содержания образования в диалоге с достижениями человечества. Эвристика - это наука об открытии. Согласно методологии эвристического обучения, учащийся на первом этапе познания изучает фундаментальный образовательный объект - область реальности. Результатом подобной деятельности является созданный учеником первичный (субъективный) образовательный продукт. Затем, на втором этапе эвристической деятельности, субъективный продукт сопоставляется с культурно-историческим аналогом. На третьем этапе эвристической деятельности ученика, в диалоге «своего» с «чужим», образовательный продукт ученика выстраивается до обобщенного образовательного продукта, который включает в себя личностную и социокультурную составляющие.
В эвристическом обучении открытия для ученика объектов окружающего мира есть открытия (личностно-значимые) им самого себя.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – (E-learning, «И-обучение») – форма предоставления образовательной информации посредством информационно-коммуникационных технологий.
Я-КОНЦЕПЦИЯ – одна из центральных концепций гуманистической психологии и педагогики, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего «Я». Я-к. относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации. Я-к. – целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д., эмоциональный – самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Ряд других понятий «Я – концепции»: самоактуализация, самоанализ, самовоспитание, самонаблюдение, самообладание, самоопределение, самообразование, самоконтроль, самокритика саморегуляция, самооценка, самопознание, самосознание самовоспитание, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация и т. д.